Бизнес-информатика

Бизнес-информатика

1. Общее описание программы.

Направление 38.03.05 «Бизнес-информатика». Бакалавры направления 38.03.05 «Бизнес-информатика» обучаются по очной и очно-заочной формам по профилю «Информационные системы в бизнесе».

По направлению «Бизнес-информатика» ведется подготовка специалистов IT-сферы: архитекторов информационных систем, бизнес-аналитиков, IT-менеджеров, IT-консультантов, руководителей IT-проектов.

Целью программы является сочетание образования в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний, получение высшего, профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, подготовка выпускников к профессиональной деятельности по стратегическому планированию развития ИС и ИКТ управления предприятием; представлению стратегий и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий различной отраслевой принадлежности; организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием; аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием. обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Студенты специализируются в проектировании, разработке, внедрении, поддержке, тестировании и сопровождении информационных систем управления предприятием, анализе положения предприятия на рынке, конкурентном и инвестиционном анализе, решении других прикладных экономических задач. На профессиональном уровне владеют методами:

  • анализа и проектирования архитектуры предприятия;
  • управления корпоративными информационными системами и цифровой инфраструктурой;
  • исследования рынка информационных систем и информационнокоммуникационных технологий;
  • стратегического планирования развития информационных систем и информационнокоммуникационных технологий управления предприятием.

2. Дисциплины и их описание.

Базовый блок:

Предметные области :

  • Экономика
  • Высшая математика
  • Информатика и информационные системы
  • Архитектура предприятия, Управление бизнес-процессами и проектами
  • Программирование
  • Исследование операций
  • Финансы и учет
  • Предпринимательство
  • Лидерство и управление командой

Профессиональный блок:

  • Информационные системы управления производственной компанией
  • Интеллектуальные системы управления бизнесом
  • Конфигурирование экономических информационных систем
  • Цифровые технологии индустрии 4.0
  • Информационные технологии в инновационной деятельности
  • Информационные активы предприятия
  • Эффективность информационных технологий
  • Хранилища данных и OLAP-технологии
  • Web-технологии
  • Цифровой маркетинг
  • Социальные сети: бизнес-анализ и управление
  • Информационный менеджмент
  • Бизнес и инновации в сфере ИКТ
  • Современные технологии программирования
  • Анализ экономической деятельности на базе ИТ
  • Управление ИТ-сервисами и контентом
  • Электронный бизнес

3. Навыки и компетенции, которые получат выпускники

Выпускники обладают:

  • универсальными и общепрофессиональными компетенциями, основанными на гуманитарных, социальных, правовых, экономических, и знаниях, и позволяющих ему успешно работать в избранной сфере деятельности, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
  • профессиональными компетенциями, формирующими способность организовывать и успешно реализовывать мероприятия по организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий: осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ; проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, архитектуру электронного предприятия; разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ; организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами и защиту объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.

4. Трудоустройство и востребованность

Выпускники осуществляют организационно-управленческую, проектную, аналитическую, консалтинговую, исследовательскую, инновационную деятельность в сфере ИКТ,

5. Преимущества программы

Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: системные архитекторы, бизнес-аналитики, IT-менеджеры, IT-консультанты, руководители IT-проектов.

6. Обучение:

При реализации программ с использованием элементов дистанционных образовательных технологий используется действующая в университете электронно-образовательная среда. Разработка учебных материалов осуществляется с учетом возможностей предоставления контента в различных формах – визуально, аудиально. Разрабатываемый нетекстовый контент преобразуется в альтернативные формы, удобные для различных категорий пользователей без потери данных и структуры. Предусматривается возможность масштабирования текста, применения экранной клавиатуры. В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу.

7. Практики и стажировки

Предприятия, учреждения и организации, с которыми вуз имеет заключенные договоры:

  • ОАО «Банк ВТБ», г. Уфа;
  • ОАО «НИИ Солитон», г. Уфа;
  • ОАО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика», г. Уфа;
  • ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение», г. Уфа;
  • ОАО АНК «Башнефть», г. Уфа;
  • ОАО «СМАРТС», г. Уфа;
  • ООО «Башкирская генерирующая компания», г. Уфа;
  • ООО «Башнефть-Информ», г. Уфа;
  • ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Уфа;
  • ООО «Башнефть-Сервис НПЗ», г. Уфа;
  • Министерство экономического развития Республики Башкортостан, г. Уфа;
  • ОАО «Россельхозбанк», г. Уфа;
  • ООО СК «РГС-Жизнь», г. Уфа;
  • Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, г. Уфа;
  • ЗАО «ЮНИСОФТ», г. Уфа.

8. Специализации и профили.

38.03.05 «Бизнес-информатика» и профилю подготовки «Информационные системы в бизнесе»

9. Внеучебные активности

В УГАТУ создано социокультурное пространство, призванное способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, формировать у них социально-ценностные качества и убеждения, обеспечивающие гармоничное, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста.

Внеучебная работа, организуемая администрацией, профессорско-преподавательским составом, различными подразделениями и общественными организациями УГАТУ направлена на вовлечение студентов в деятельность, способствующую формированию прогрессивного стиля мышления и служащую школой для дальнейшей карьеры.

Студенческое самоуправление в университете представлено профкомом студентов, советом обучающихся, студенческими советами общежитий и другими молодежными объединениями, осуществляющими социально-воспитательную работу. Так, в вузе успешно работают волонтеры, студенты проводят благотворительные акции.

В УГАТУ проводится множество гражданско-патриотических, культурно-массовых, спортивных, развлекательных мероприятий. При активной поддержке ректората многие из них организует профком студентов и аспирантов, который по праву считается в нашем вузе центром студенческой жизни. Организаторами выступают также совет обучающихся, студенческий и спортивный клубы, деканаты. В университете стали традиционными конкурсы художественного творчества «Взлёт» и «Студенческая весна», посвящение первокурсников в студенты и бенефис выпускников, шоу «Мистер УГАТУ» и «Мисс УГАТУ», КВН, а также особенно любимые студентами конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!». Среди последних воплощенных задумок активистов можно отметить День этикета, танцевальный баттл, большой флешмоб на площади УГАТУ, фотоконкурсы и Фестиваль Безбашенного Рока. Традиционные мероприятия формируют корпоративную культуру университета, единое социокультурное пространство. УГАТУ имеет свою эмблему, знамя, гимн, а также флаги и эмблемы факультетов.

В рамках студклуба УГАТУ работают студия эстрадного танца «Л'Этуаль», театр танца «Вираж», танцевальный коллектив «Флэшка», вокальная студия SOUL, Мастерская театральных миниатюр имени МенЯ и другие студенческие коллективы.

На базе СОЛ «Авиатор» организована ежегодная летняя школа студенческого актива. Экологический отряд вовлекает студентов в работу по благоустройству города. Профкомом регулярно проводятся конкурсы «Лучшая группа УГАТУ» и «Студенческий лидер».

Ежегодно в стенах вуза проводятся День борьбы с курением и День борьбы со СПИДом. Спорт вне занятий по физической культуре для студента УГАТУ – это осенние и весенние старты на факультетах, военно-спортивная эстафета, посвящённая 9 мая, День лыжника. В университете существует спортклуб, на базе которого работает 25 секций по 28 видам спорта, среди которых кикбоксинг, бокс-сават, пауэрлифтинг, полиатлон, аэробика.

10. Партнеры

  • ООО Дататех, Инженерно-производственный центр АйТи, г. Уфа;
  • ОАО «Банк ВТБ», г. Уфа;
  • ОАО «НИИ Солитон», г. Уфа;
  • ОАО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика», г. Уфа;
  • ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение», г. Уфа;
  • ОАО АНК «Башнефть», г. Уфа;
  • ОАО «СМАРТС», г. Уфа;
  • ООО «Башкирская генерирующая компания», г. Уфа;
  • ООО «Башнефть-Информ», г. Уфа;
  • ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Уфа;
  • ООО «Башнефть-Сервис НПЗ», г. Уфа;
  • Министерство экономического развития Республики Башкортостан, г. Уфа;
  • ОАО «Россельхозбанк», г. Уфа;
  • ООО СК «РГС-Жизнь», г. Уфа;
  • Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, г. Уфа;
  • ЗАО «ЮНИСОФТ», г. Уфа.

11. ППС

ФИО

Должность

Ученая степень (при наличии)

Ученое звание (при наличии)

Наименование направления подготовки и (или) специальности

Мартынов Виталий Владимирович

Заведующий кафедрой

доктор технических наук

профессор

МПИ, технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, УГАТУ, Информационные системы и технологии, Экономика и управление на предприятии

Дидык Татьяна Геннадьевна

Доцент

кандидат технических наук

доцент

УГАТУ, Программное обеспечение вычислительной техники и АС, Инженер-программист

Журавлева Надежда Александровна

Доцент

кандидат технических наук

 

УТИС, Проектирование и технология изделий сферы быта и услуг, Инженер

УГАТУ, Бизнес-информатика, магистр

Зайцева Алена Алексеевна

Старший преподаватель

 

 

УГАТУ, Бизнес информатика, магистр

Зверева Нина Николаевна

Доцент

кандидат технических наук

 

Уфимский авиационный институт, Авиационное электрооборудование, инженер-электромеханик

Лебедев Валерий Александрович

Доцент

кандидат технических наук

доцент

УАИ, Электрические машины, инженер-электромеханик

Саубанов Вадим Сафуанович

Доцент

кандидат технических наук

доцент

УГАТУ, электротехник, электромеханик, электротехнолог, магистр

Сиразетдинова Зульфия Альфировна

Доцент

кандидат технических наук

 

УГАТУ, Прикладная информатика в экономике, Информатик-экономист

Тюрганов Анатолий Геннадьевич

Доцент

кандидат технических наук

доцент

УАИ, Системы автоматизированного проектирования, инженер-системоаналитик

Филосова Елена Ивановна

Доцент

кандидат технических наук

доцент

УГАТУ, Программное обеспечение вычислительной техники и АС, Инженер-программист

Шаронова Юлия Вениаминовна

Доцент

кандидат социологических наук

доцент

УГАТУ, Программное обеспечение вычислительной техники и АС, Инженер-программист

Ширяев Олег Валерьевич

Доцент

кандидат технических наук

 

УГАТУ, Прикладная информатика в экономике, Информатик-экономист

12. Международное сотрудничество.

Международное сотрудничество выражается в совместных инициативных НИР с Дрезденским техническим университетом, Словацким техническим университетом в Братиславе, факультет материаловедения и технологии в Трнаве и др., что подтверждается совместным участием в международных конференциях. Результатом сотрудничества являются совместные публикации:

V. Martynov, E. Filosova, O. Shiryaev, P. Sakal. Methods of virtual modeling of dynamic educational programs in terms different manufacturing sectors requirements - Paper presented at the Journal of Physics: Conference Series "IV International Scientific and Practical Conference "Virtual Simulation, Prototyping and Industrial Design 2017", 1084(1) doi:10.1088/1742-6596/1084/1/012006. Retrieved from www.scopus.com

V. Martynov, G. Khuziakhmetova, Kai Heinrich. Proceedings of the 7th Scientific Conference on Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS 2019). - Published by Atlantis Press Advances in Intelligent Systems Research, 2019. –Volume 166. – P. 89-94. https://www.atlantis-press.com/proceedings/itids-19/125908963

Vitaly Martynov, Peter Sakál, Aleksey Skuratov, Elena Filosova, Alena Zaytseva, Elena Zakieva. Chapter 11: CSRP-System Design Technology of Training Information Support of Competent Professionals. In the Handbook of Research on Engineering Education in a Global Context (2 Volumes) edited by Smirnova, E.V. and Clark, R.P.– USA: IGI Global. 2018. –541 p. ISBN13: 9781522533955 ISBN10: 1522533958 EISBN13: 9781522533962 DOI: 10.4018

13. Известные выпускники.

  • Булатов Артур Нурович – заведующий отделом сопровождения административной реформы Аппарата Правительства Республики Башкортостан
  • Сиразетдинова Зульфия Альфировна – к.т.н., доцент кафедры ЭИ
  • Ширяев Олег Валерьевич – к.т.н., доцент кафедры ЭИ
  • Бабель Алексей Викторович – ведущий специалист дирекции кредитных сервисов и моделирования ПАО «БАНК УРАЛСИБ»
  • Прошин Евгений Николоавич – главный специалист отдела развития систем проектирования ООО «РН-БАШнипинефть»
  • Кильметова Римма Азатовна – руководитель направления бизнес-отчётности корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ»

14. Контакты кафедры:

  • Мобильный телефон: +7 (908) 350-22-71
  • Внутренние телефоны: 47-17, 47-27 (преподавательские), 47-30 (зав. кафедрой)

15. Достижения студентов:

2020

  • 1 место на международном конкурсе научных работ и проектов молодых исследователей «Цифровой регион – 2020»: Лунев Н.О., БИ-214
  • 1 место на международном конкурсе обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений «Professional Stars – 2019/2020» в номинациях «Научные работы», «Творческие работы»: Лунев Н.О., БИ-214

2019

  • Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв»: Фаизова С.Р., ПИби-308мз
  • Первое место в конкурсе программ для ЭВМ, созданных при дипломном проектировании (УГАТУ): Волкова А.Д., БИ-410

2018

  • Первое место в конкурсе программ для ЭВМ, созданных при дипломном проектировании (УГАТУ): Савина Екатерина Сергеевна, БИ-409

2017

  • Стипендиат Ученого Совета УГАТУ: Вальдриева Зульфия Ришатовна, БИ-205м (2016/2017)

2016

  • Победитель Республиканского конкурса дипломных работ в области страхования и риск-менеджмента «Поколение 21 века – дорога в будущее»: Бовинов Илья Николаевич, БИ-403. Название работы: «Разработка процесс-ориентированного приложения страховой компании-интегратора»
  • Первое место в конкурсе программ для ЭВМ, созданных при дипломном проектировании (УГАТУ): Кириллова Дарья Дмитриевна, БИ-403

Стипендии Президента Российской Федерации

  • Гайнетдинов Рамиль Римович, БИм-203 (2015/2016)
  • Еремеева Наталья Владимировна, РБП-206м (2016/2017)

Стипендии Ученого Совета университета, получаемые студентами – 3 (количество)

  • Плотников Михаил Андреевич, БИм-203 (2015/2016)
  • Плотникова Виктория Константиновна, БИм-203 (2015/2016)
  • Вальдриева Зульфия Ришатовна, БИ-205м (2016/2017)

2015

  • Победитель Республиканского конкурса дипломных работ в области страхования и риск-менеджмента «Поколение 21 века – дорога в будущее»: Русакова Яна Александровна, БИ-402. Название работы: «Разработка информационной системы расчета страховой премии при страховании имущества юридических лиц для компании ООО «БСК «Резонанс»

Стипендии Президента Российской Федерации

  • Гайнетдинов Рамиль Римович, БИм-203 (2015/2016)
  • Стипендии Ученого Совета университета, получаемые студентами – 3 (количество)
  • Плотников Михаил Андреевич, БИм-203 (2015/2016)
  • Плотникова Виктория Константиновна, БИм-203 (2015/2016)

16. Темы выпускных работ.

  1. Проектирование информационной архитектуры предприятия.
  2. Разработка модуля интернет-ресурсов предприятия.
  3. Внедрение информационной системы управления бизнесом.
  4. Автоматизация бизнес-процесса предприятия.
  5. Разработка контента и ИТ-сервиса предприятия.

17. Качества, которыми должен обладать абитуриент, чтобы поступить на данное направление.

Любознательность, широкий кругозор, упорство и настойчивость в достижении цели, предприимчивость, творческое начало, интерес к информационным технологиям, моделированию, управлению бизнес-процессами, системное мышление

18. Как устроена адаптация первокурсника

Исторически в нашем техническом вузе воспитательной работе всегда уделялось особое внимание. Воспитательные функции в УГАТУ возлагаются на всех преподавателей. Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Многолетний опыт УГАТУ показывает, что кураторство – это эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в ходе учебного процесса, помогать в решении возникающих проблем, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

Зачастую студенты не готовы к новым академическим требованиям. Многие аспекты вузовской жизни, кажущиеся очевидными, первокурсникам надо разъяснять. И даже не один раз. Задача куратора – облегчить процесс адаптации и информировать студентов о практических сторонах жизни и деятельности университета.

Куратору, с одной стороны, нужно по возможности корректировать отклонения в самооценке отдельных студентов, а с другой – более осознанно подходить к формированию актива группы. Для повышения статуса студента и нормализации его самооценки можно поручить ему ответственные, но посильные задания и общественные обязанности. Положительным результатам надо придать огласку - и человек почувствует уверенность в своих силах, а группа оценит его по достоинству. Отдельная тема – восстановившиеся студенты. Многие из них так и не могут полноценно влиться в коллектив. А еще куратору нужно помнить, что чувство юмора – необходимое условие работы со студентами. Нудные нотации ими не воспринимаются.

Отдельное внимание на кафедре уделяется формированию корпоративной культуры будущего специалиста. Педагогическая работа в этой части может быть структурирована по следующим основным направлениям:

  1. Введение в alma mater.
    • Знакомство с историей вуза, посещение музея.
    • Навигатор по УГАТУ: экскурсия по университету, актовые залы, библиотека, переходы из корпуса в корпус, принцип нумерации аудиторий, выходы из корпусов на остановки транспорта.
    • Обзор университетских служб: к кому и когда обращаться.
    • Ресурсы и льготы, предоставляемые студентам:
      • медицинское обслуживание: поликлиника, профилакторий, городские клиники, льготно обслуживающие студентов;
      • общежития;
      • базы отдыха;
      • творческие объединения, студии, кружки;
      • спортивные секции.
  2. Введение в специальность.
    • Навигатор по факультету: деканат, кафедры, аудитории, лаборатории, расписание.
    • Функции и обязанности: декана, куратора, старосты, профорга…
    • Профориентационная работа: экскурсии по профильным предприятиям.
    • Популяризация НИРС:
      • конференции, Неделя науки, Мавлютовские чтения;
      • олимпиады, конкурсы;
      • СНО, гранты, именные стипендии;
      • помощь в подборе научного руководителя.
  3. Введение в вузовскую среду.
    • Оформление документов: студенческий, читательский, профсоюзный билеты, зачетка, банковская карточка.
    • Новые академические требования: организационные и методические особенности вузовского обучения.
    • Работа с расписанием: четные и нечетные недели, смена аудиторий.
    • Организация обучения: поточные лекции, практические занятия, коллоквиумы, отработка пропусков.
    • Зачетная неделя и экзаменационная сессия: «автоматы» и пересдачи.
    • Работа в группе: формирование актива, обмен контактными телефонами, организация сайта группы или общего e-mail.

Таким образом, кураторство – одно из основных стратегических направлений воспитательной работы вуза. Пристальное внимание к студенту и создание условий для всестороннего развития в стенах университета дает возможность реализовать главную задачу вузовского образования – формирование элиты российского общества. Результаты работы кураторов во многом характеризуют эффективность труда всего педагогического коллектива и направлены на решение одной из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которые получают студенты, зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества.

Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социально-психологическая адаптация первокурсников в вузе // Социальная политика и социология. - 2010. - № 8 (62). - С. 474-479. https://elibrary.ru/item.asp?id=17100087&

19. Зарубежные стажировки студентов

  • Алекторов Артем Константинович 2016 г.
  • Хузиахметова Гузель Салаватовна 2018 г.

прошли стажировки в Дрезденском техническом университете

20. Материально-техническая база

При реализации ОПОП ВО по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» в вузе имеется материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, и обеспечивающая проведение всех видов дисциплинарной и междициплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Материально-техническая база включает в себя:

  • учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещение для самостоятельной работы, и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения занятий лекционного типа используются наборы демонстрационного оборудования и учебные наглядные пособия, представляющие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим учебным программам дисциплин.
  • лаборатории, укомплектованные специализированной мебелью, техническими средствами обучения и лабораторным оборудованием, оснащенные персональными компьютерами, телекоммуникационным оборудованием с доступом в сеть «Интернет» и в электронную информационно-образовательную среду организации, программными средствами, используемыми в образовательном процессе, необходимыми для реализации ОПОП ВО;
  • помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации;
  • права на объекты интеллектуальной собственности, необходимые для осуществления образовательного процесса.

21. Научные и исследовательские проекты, реализуемые кафедрой.

Хотя кафедра относительно молода, ее научный потенциал очень высок. Это обусловлено квалификацией и научной активностью состава кафедры. В рамках инновационного проекта УГАТУ, выполненного в 2007-2008 годах, на кафедре экономической информатики был создан учебный научно-инновационный центр «ERP–системы в управлении производством». В состав центра вошли следующие лаборатории: «Методы и средства разработки, внедрения и оптимизации ERP систем», «Информационное моделирование и оптимизация технологических процессов и управленческих систем на производстве», «Автоматизированные средства и методы управления финансами на производстве», «Интегрированные системы управления и логистики», «Методы и средства интегрированного производственного планирования», «Системы и методы стратегического планирования и управления производством», «Методы и средства управления жизненным циклом изделий», «Информационные системы управления качеством». Также на кафедре функционирует совместный с институтом социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ИСЭИ УНЦ РАН) научно-образовательный центр (НОЦ) "Инфокоммуникационные технологии в социально-экономической сфере". Основным направлением деятельности НОЦ является повышение уровня и качества научно-исследовательских работ и образовательного процесса по подготовке специалистов высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) посредством включения в научно-образовательный процесс новейших достижений отечественной и мировой науки.

Областями научных исследований сотрудников кафедры являются:

  1. Экономические информационные системы.
  2. Системы автоматизированного управлении производством.
  3. Менеджмент качества образовательных учреждений.
  4. Информационные системы для управления и логистики.
  5. Управление образовательными учреждениями.
  6. Информационные технологии в науке, технике и образовании.

Научная работа кафедры поддержана программами Министерства образования и науки РФ. За время существования кафедра ЭИ выполнила следующие НИР по грантам, ФЦП:

  • «Разработка технологии согласованного управления информационными ресурсами сферы образования и науки на базе информационных моделей в области ИПИ (CALS) технологий» (2005-2007 гг.).
  • «Формирование системы менеджмента качества образовательных услуг университетского округа» (2006-2007 гг.).
  • «Технология создания адаптивных распределенных электронных ресурсов как элементов единой образовательной среды с учетом международных стандартов» (2009-2011 гг.).
  • «Управление компетенциями специалистов в области информационных технологий на базе объектного подхода в рамках международных стандартов обучения» (2009-2011 гг.).
  • «Информационное моделирование социальной напряженности общества на основе данных из открытых источников с целью оценки вероятности возникновения гражданских волнений и войн» (2013 г.).
  • «Структуризация, комплексный анализ и представление в виде онтологии комплекса научных, технических и технологических знаний в области недропользования на примере нефтедобычи» (2013 г.)
  • Разработка базовых принципов стратегического социально-экономического развития предприятий Республики Башкортостан на основе моделирования оптимальной архитектуры организаций цифровой экономики (2019-2020 гг.) и др.

Также проводятся работы по хоздоговорным тематикам. На кафедре сформирована научная школа под управлением д-ра техн. наук, профессора Мартынова В.В. «Исследование теоретических и методологических основ создания информационных систем управления в промышленности и социально-экономической сфере». В последние годы особенное внимание уделено разработке новых информационных технологий управления научным и учебными процессами для оперативного реагирования сферы профессионального образования на изменения требований к компетенциям и квалификациям работников в различных отраслях экономики и социальной сферы. За годы существования кафедры ее сотрудниками защищено более 10 кандидатских диссертаций.

Также ведутся инициативные научно-исследовательские работы по следующим темам:

  • Исследование методов обработки данных в задачах рационального использования материала (Мартынов В.В.).
  • Теоретико-методологические основы возникновения социальных конфликтов в обществе, механизмы их прогнозирования, предупреждения и регулирования (Журавлева Н.А.).
  • Разработка практических и методологических инструментов построения перспективной информационной архитектуры предприятия (Мартынов В.В.).

Были подготовлены программы и проведены следующие курсы повышения квалификации: «Разработка бизнес-приложений при помощи языков высокого уровня» (в рамках ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-16 годы»), «Технологии управления информационной архитектурой предприятий полного жизненного цикла производства авиационной техники», программа профессиональной переподготовки «Информационные системы и технологии» и другие. За годы существования кафедры издано 8 монографий, 39 учебных пособий, более 50 практикумов, лабораторных практикумов и методических указаний. Сотрудниками кафедры было опубликовано более 10 статей в журналах, индексируемых в базах данных Webof Science и Scopus, 150 статей ВАК, 950 статей в сборниках трудов, материалов и тезисов конференций и 50 регистраций программ для ЭВМ. Для выполнения научно-исследовательских работ кафедры привлекаются студенты и аспиранты ИНЭК. Внедрение результатов научных работ в учебный процесс усиливает связь между наукой, промышленностью и образованием, дает возможность нашим выпускникам занимать должности, связанные с проектированием, созданием и эксплуатацией информационных систем в любых организациях социально-экономической сферы.

22. Достижения, значимые факты из жизни кафедры.

Кафедра основана 25 сентября 2003 года для подготовки специалистов, профессионально владеющих технологиями проектирования и эксплуатации информационных систем экономического направления, знающих особенности реализации поддержки бизнес-процессов в корпоративных информационных системах и информационно-компьютерных технологий управления предприятием. С момента образования по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Мартынов В.В.

С 2003 г. на кафедре начата подготовка по специальности «Прикладная информатика в экономике» со специализацией «Прикладная информатика в налогообложении». В 2009 г. кафедра первой в Республике Башкортостан пролицензировала открытие бакалавриата по направлению «Бизнес-информатика», а в 2011 г. открыла магистратуру по направлениям «Экономика» и «Прикладная информатика», а затем «Бизнес-информатика». В настоящее время на кафедре работают 13 штатных сотрудников, а также совместители из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемых образовательных программ: ПАО «ОДК-УМПО», ПАО «Банк Уралсиб», ООО «РН УфаНИПИнефть», ИСЭИ УНЦ РАН. Более 80% преподавателей имеют учёные степени и звания: 1 доктор наук, 12 кандидатов наук. На кафедре ведется подготовка аспирантов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Подготовлено и защищено более 10 кандидатских диссертаций.

Хотя кафедра относительно молода, ее научный потенциал очень высок. Это обусловлено квалификацией и научной активностью состава кафедры. В 2008 году в рамках реализации Инновационной образовательной программы в университете на базе кафедры экономической информатики был создан УНИЦ «ERP–системы в управлении производством». Сейчас в центре работают 9 учебно-научных лабораторий, которые постоянно модернизируются, имеется около полутора сотен современных компьютеров, 3 сервера, лицензионное ПО, мультимедийная и другая техника. Имеющееся оборудование позволяет проводить лабораторные занятия для всех студентов ИНЭК. Для проведения занятий за время существования кафедры было издано 8 монографий, 39 учебных пособий, более 50 практикумов, лабораторных практикумов и методических указаний. Сотрудниками кафедры было опубликовано более 10 статей в журналах, индексируемых в базах данных Webof Science и Scopus, 146 статей ВАК, 24 статьи в зарубежных журналах, 925 статей в сборниках трудов, материалов и тезисов конференций и 50 регистраций программ для ЭВМ.

Также на кафедре функционирует совместный с институтом социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ИСЭИ УНЦ РАН) научно-образовательный центр (НОЦ) "Инфокоммуникационные технологии в социально-экономической сфере". Основным направлением деятельности НОЦ является повышение уровня и качества научно-исследовательских работ и образовательного процесса по подготовке специалистов высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) посредством включения в научно-образовательный процесс новейших достижений отечественной и мировой науки.

Реализация научного потенциала кафедры позволила провести на высоком конкурентоспособном уровне четыре научно-исследовательские работы по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» , федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», ведомственной целевой программе «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-16 годы», гранту РФФИ

23. Знаменитые выпускники:

  • Булатов Артур Нурович – заведующий отделом сопровождения административной реформы Аппарата Правительства Республики Башкортостан
  • Сиразетдинова Зульфия Альфировна – к.т.н., доцент кафедры ЭИ
  • Ширяев Олег Валерьевич – к.т.н., доцент кафедры ЭИ
  • Бабель Алексей Викторович – ведущий специалист дирекции кредитных сервисов и моделирования ПАО «БАНК УРАЛСИБ»
  • Прошин Евгений Николоавич – главный специалист отдела развития систем проектирования ООО «РН-БАШнипинефть»
  • Кильметова Римма Азатовна – руководитель направления бизнес-отчётности корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ»

24. Количество преподавателей и студентов.

Студенты бакалавриата общие цифры:

Кафедра экономической информатики

 

 

 

ком

бюд

цел

всего

 

 

БИ-115 Б

25

0

1

26

 

проф. ИС в бизнесе

БИ-214

19

0

0

19

 

 

БИ-313

34

0

0

34

 

 

БИ-412

14

0

0

14

 

 

Всего

92

0

1

93

 

Бакалавриат заочная

         

 

проф. ИС в бизнесе

БИ-106Бз

10

   

10

 

проф. ИС в бизнесе

БИ-204 (сокр)

15

   

15

 

проф. ИС в бизнесе

БИ-205

10

   

10

 

 

Всего

35

   

35

 

Магистратура очная

         

 

проф. Бизнес-архитектура предприятия

БИ-208М

2

   

2

 

Магистратура заочная

         

 

проф. Бизнес-архитектура предприятия

БИ-110Мз

6

   

6

 

проф. Бизнес-архитектура предприятия

БИ-201Мз

5

   

5

 

проф. Проектирование и внедрение информационных систем

БИ-309Мз

12

   

12

 

 

Всего

25

0

0

25

 

 

Всего по кафедре

152

0

1

153